на главную

СУДЬБА МИРА В ТВОИХ РУКАХ.

Дочитав “Воспоминания и размышления” Георгия Жукова до самого важного, самого главного момента Второй мировой войны, её пика, её кульминации, того, ради чего я и стал читать эту книгу – остановки немцев у самой Москвы, – я просто-таки поразился словам маршала о положении дел под Солнечногорском, Дедовском, Лобней!

Начал командующий обороной столицы с того, что “25 ноября 16-я армия отошла от Солнечногорска. Здесь создалось катастрофическое положение”, а закончил тем, что “Фронт нашей обороны выгибался дугой – образовывались очень слабые места. Казалось, вот-вот случится непоправимое. Но нет! Войска стояли насмерть, а получив подкрепление, вновь создавали непреодолимый фронт обороны”. Вы слышите? Вот-вот случится непоправимое! То самое непоправимое…

Несомненно, слова Жукова относились к положению кульминационной точки победы, впервые описанной Карлом фон Клаузевицем – основоположником теории войны как таковой. Кульминационная точка победы – это момент, после которого атакующей армии больше нельзя наступать, потому что трата её сил и ресурсов впредь будет не оправдана и станет превращать уже добытую победу в неминуемое поражение.

Прочитав много лет назад труд немца “О войне”, где и говорится об этом всё определяющем пункте, я практически полностью отказался от чтения художественной литературы, т.к. она перестала быть интересной. Я понял, что мысли и рассуждения реальных людей о реальных событиях, прошлых или нынешних, куда больше развивают человека как личность, нежели людские выдумки.

Также я добавлю, что именно изложенное в книге “О войне” является чуть ли не учебником по ведению маркетинговых войн между компаниями-конкурентами.

Итак. Вернёмся в заснеженное промёрзшее Подмосковье, в то самое время, когда вот-вот должно было случиться непоправимое, когда решалось, была ли кульминационная точка победы у вермахта позади, что означало его грядущий разгром, или же она должна была находиться в будущем, либо вообще там не находиться, потому что после захвата Москвы немецкому триумфу уже бы не было ни конца, ни края.

И вот это “вот-вот”… Что это? Что это за грань? Что за тонкая белая линия на белом снегу? Что за капля крови, склоняющая чашу военных весов в одну из сторон? Что за решающее волевое усилие, созданное в голове и переданное телу? Что, что это за “вот-вот”? И кто его хозяин? Кто его владелец?

Если учесть, что в решающие бои бросаются все подручные силы, особенно – обороняющимся, силы, наспех собранные, то хозяином “вот-вот” может оказаться как призванный в армию юнец, так и полысевший слесарь, седой торговец или давно ссутулившийся врач. Владельцем может оказаться и полная медсестра, через “не могу” дотянувшаяся из окопа до чьей-либо раны, и чумазый ребёнок, который выскакивает из-за обгоревшего дерева, чтобы ударить корягой прицелившегося чужеземца, и контуженная всклоченная собака, в озлоблении бросившаяся на врага, и выпорхнувшая из дупла ошалевшая сова, чей помёт через секунды угодит в глаз изготовившегося выстрелить. Владельцем “вот-вот” может оказаться кто и что угодно: человек абсолютно любой профессии, животное или нелепая случайность. Но, главное, им можешь оказаться ты! Именно ты! Потому что именно ты являешься человеком абсолютно любой профессии. В решающий момент судьба мира может оказаться именно в твоих руках! Одно усилие – и мир либо останется похожим на себя прежнего, либо рухнет в бездну вместе с тобой.

Ты – владелец этого “вот-вот”. Ты спрятался за высокой заснеженной подмосковной сосной на морозе. У обессиливших ног стоит винтовка, прислонённая к коричневому стволу, ветер продувает рваную телогрейку почти насквозь. Ты поднимаешь свои измазанные в саже обмороженные ладони, соединяешь вместе и смотришь, как на них падают белые снежинки. Ты смотришь, смотришь – и вдруг понимаешь, что в твоих руках не снег, а судьба Москвы, судьба страны, судьба всего мира. Судьба всего мира в твоих руках! Ты вскидываешь винтовку, целишься и стреляешь. Здесь, у деревни Крюково.


Шёл в атаку яростный сорок первый год,

У деревни Крюково погибает взвод.

Все патроны кончились, больше нет гранат –

Их в живых осталось только семеро молодых солдат.

“Самоцветы”, “У деревни Крюково”




на главную